Татами - культура японского дома

В Японии существует строгое правило – в доме нельзя носить обувь. Ее снимают у входа, так как для японцев дом является священным местом. Этот обычай сильно повлиял на нашу культуру. Большинство помещений в японском доме, кроме входа, сделаны немного выше по уровню. Вход и остальные части дома разделены по высоте одной или двумя ступенями. Это типичная характеристика дома в районе муссонов. Она называется «архитектура в стиле така-юка (taka-yuka) (приподнятый этаж)». Высота пола может варьироваться, а слой пустого пространства между землей и полом обеспечивает воздухопроницаемость. В большинстве комнат традиционных японских домов полы застелены татами. Татами – традиционный материал для пола, широко используемый с Японии. Он считается самой известной и характерной чертой японских домов. Слово «татами» можно найти даже в словарях английского языка. Это не импортированная из Китая культура, а оригинальная уникальная культура Японии, существующая с древних времен.

Происхождение

татами и японский дом

Слово «татами» первоначально означало «согнутый и сложенный». В древние времена люди сидели на полу на тонких сложенных простынях. Слово «татами» происходит от глагола «татаму» (tatamu), который переводится как «складывать», так как листы, которые использовали на полу, складывались и клались в угол, когда на них не сидели. Самый древний из сохранившихся татами называется Гошуно-татами (Goshouno-tatami) и относится к эпохе Нара (Nara) (710-794 гг. до н.э.). Император Шому (Shoumu) использовал его в качестве простыни для своей деревянной кровати, это значит, что кровать была сделана 1260 лет назад (рис. 10). С начала эпохи Хэйан (Heian) (794-1185 гг. до н. э.) татами стали делать толще. Был определен стандарт размера, который соответствует стилю современных татами. В то время более толстые татами (толщиной примерно 70 мм) были достаточно дорогими, поэтому пользоваться ими могла только аристократия. Это был символ статуса. До конца эпохи Хэйан (Heian) татами использовались в качестве подушек на деревянном полу. В эпоху Муромати (Muromachi) (1336-1573 гг. до н.э.) появился новый стиль использования татами в интерьере, получивший название Шойн-дукури (Shoin-dukuri). Этот стиль характеризовался использованием большого количества татами по всему полу комнаты. Храм Гинкакудзи (Ginkakuji) (рис.11) в Киото (Kyoto) – лучший образец этого стиля, который мы можем видеть сегодня.

татами и японский интерьер

В эту эпоху, с появлением комнат с татами, японцы начали использовать традиционный стиль сидения сэйдза (seiza) (сидение на коленях). С эпохи Адзути-Момояма (Azuchi-Momoyama) (1573-1603 гг. до н.э.) по эпоху Эдо (Edo) (1603-1868 гг. до н.э.) развивалось садо (Sadou) (японское искусство чайной церемонии). В эту эпоху расположение татами менялось в зависимости от положения костровой ямы. Во второй половине эпохи Эдо (Edo) татами начали становиться популярными и в сельской местности в домах простых людей. Изначально в качестве материала для татами использовался дикий тростник. В эпоху Эдо (Edo) начали появляться первые профессиональные производители игуса (тростника, из которого плетут татами), в результате чего татами стал более доступным для простых людей. Широкое распространение культуры чайной церемонии и сейдза (seiza) привело к популяризации татами в конце 17 века. В послевоенный период быстрого экономического роста западный образ жизни все больше начал распространяться в японских семьях. Способ сидения в комнатах в традиционном японском стиле был заменен сидением на диванах и стульях. Но даже после того, как использование ковров в домах стало очень популярным, основным стилем комнаты была комната с татами. С 1990-х годов все больше и больше людей воздерживались от покупок и обслуживания комнат с татами, чтобы сократить свои расходы. Ведь помимо татами, в таких комнатах в японском стиле должны присутствовать другие предметы, которые могут быть довольно дорогими, например, сёдзи (shoji) (бумажная ширма).

традиционный японский интерьер

Однако, в последнее время все больше и больше людей обращают внимание на холод и беспокоящее их эхо от деревянных полов. В результате этого многие снова задумываются о плюсах использования татами. В настоящее время набирает популярность использование тонких матов татами, которые похожи на те, что использовались в эпоху Хэйан (Heian). Вследствие того, что качество производимых татами постоянно повышается, они становятся все более популярными.

Структура и материал.

татами и план японского дома

Татами состоит из трех частей: татами-омотэ (омотэ) (tatami-omote (omote)), токо (toko) и хери (heri). Укладка татами начинается с заворачивания токо (toko) (основы из пластинчатого материала) листами вязаного тростника, называемого омотэ (omote). Край прошивается полосками ткани, чтобы прикрепить омотэ (omote) к токо (toko), также это является украшением татами.

Омотэ (omote)

Услышав слово «татами», многие японцы вспоминают приятный запах тростника и его неповторимую текстуру. Татами-омотэ (омотэ) (tatami-omote (omote)) делается в основном из тростника. В настоящее время 30-40% татами импортируется из Китая, а остальное количество производится в западной Японии. 10% производства находится в Хиросиме (Hiroshima) и Окаяме (Okayama), эти татами отличаются высоким качеством. При их изготовлении используется вдвое больше переплетенных нитей по сравнению с обычными татами. В качестве основы (переплетенных нитей) используются хлопок или конопля. Природные материалы все еще широко применяются в производстве, но в последнее время для изготовления листа с рельефной текстурой татами в виде омотэ (omote) также используются древесная целлюлоза, пластмасса и синтетические смолы. Со временем татами изнашивается, и производители рекомендуют пользователям вывернуть его наизнанку или заменить омотэ (omote).

Токо (toko)

Токо (toko) – это основа для омотэ (omote). Традиционно изготавливаемая токо (toko) представляет собой доску из сильно прессованной высушенной рисовой соломы, толщина которой составляет 50 мм. Для экономичного производства токо (toko) используются побочные продукты производства риса. Однако материал обладает соответствующей эластичностью, хорошей влажностью, функцией кондиционирования влажности и очистки воздуха. В качестве дешевого аналога используется синтетическое волокно. В послевоенный период производители стали использовать новые материалы из-за трудности приобретения традиционных материалов и сложности производства. Кроме того, недостатками татами из традиционных материалом были его вес и проблемы с насекомыми–вредителями и плесенью. В это время на рынке появились новые виды материалов, такие как пенополистирол и теплоизоляционные плиты. И они оказались намного лучше традиционных материалов, потому что были легкими и доступными. Еще одним преимуществом этих материалов была звукоизоляция между верхним и нижним этажами. Сейчас существует также специальный вид токо (toko) из стали, который используется для обогрева полов.

Хери (heri)

Хери (heri) - это тонкая тканевая полоска из конопли, хлопка или синтетического волокна, которая пришивается к краям татами в качестве декоративной каймы. Обычно, когда токо (toko) заворачивается в омотэ (omote), хери (heri) пришивается к токо (toko), чтобы скрыть обрезанный край и закрепить омотэ (omote) на токо (toko). 80% хери (heri) украшены узором.

татами в интерьере

Впитывающий, сохраняющий и выпускающий влагу татами делает помещение теплым зимой, а летом сохраняет прохладу. Татами является пожаробезопасным и улучшает качество воздуха в комнате за счет поглощения углекислого газа. Запах тростника расслабляет тело и разум, а его эластичность приятно стимулирует ступни людей. Татами обладает звукопоглощающими свойствами, снижающими шум. Одно из приятнейших занятий в доме моих родителей - дремать на татами.

Размер

татами и размер комнаты

Поскольку количество татами на полу характеризует размер комнаты в Японии, очень важно было определить определенные стандарты их параметров. Поэтому татами стали подразделяться на определенные размерные модули. Существуют соотношения сторон: прямоугольник, квадрат, Итидзе (Ichi-Jyo) (обычный размер 1:2) и ХанДзе (Han-Jyo) (половинный размер 1:1), но чаще всего татами выполнены в виде прямоугольника. Хотя стандартный размер составляет около 910 мм x 1820 мм, он не является строгим и обязательным, поскольку в последнее время татами часто изготавливаются на заказ в соответствии с размером комнаты.

Толщина татами обычно составляет около 60 мм, но длина и ширина незначительно варьируются в зависимости от местности в Японии. Эти различия возникли в результате смены реек для измерения во время проведения общенационального замера земель под пахотные поля в эпохи Адзути-Момояма (Azuchi-Momoyama) и Эдо (Edo).

Также существовало две разные системы строительства дома: татами-вари (Tatami-wari) (разделение на основе размера татами) или хашира-вари (Hashira-wari) (разделение на основе расстояния между столбами). Из-за этих двух систем возникают небольшие различия в размерах татами. Хашира-вари (Hashira-wari) считается модернистской системой из-за эффективности работы плотников. Поскольку дом не производится на заводе, а строится на месте, каждая комната имеет небольшие различия в размерах и часто не является точным прямоугольником. Из-за этого после чистки каждый татами нужно положить в одно и то же определенное место.

татами современный дом

Размещение

Существует несколько способов размещения татами на полу. После эпохи Эдо (Edo) наиболее распространенные способы размещения условно делятся на два типа: Шуги-джики (Shugi-jiki) (Т-образная схема) и Бушуги-джики (Bushugi-jiki) (крестообразная схема). Первая сегодня используется в частных домах. Чтобы не образовывалось мест, в которых соединяются четыре угла разных татами, их выкладывают под прямым углом друг к другу так, чтобы они соединялись в виде буквы Т. Вторая схема расположения используется в больших помещениях, таких как храмы и холлы отелей в японском стиле (известном как Рёкан (Ryokan)). В крестообразном стиле татами выкладывают параллельно друг другу. Когда японцы следовали приметам или проводились похороны, использовалась схема раскладки Бушуги-джики (Bushugi-jiki). Считалось, что пересечение краев татами, приносит удачу или несчастье.

Раньше татами были довольно дорогими предметами интерьера, и поэтому ими пользовались бережно. Большую часть года они хранились вертикально штабелями и использовались только в особых случаях, таких как свадьба и похороны. Их укладывали в соответствии с ситуацией. Сегодня никто не меняет схему размещения татами в зависимости от события. Еще несколько десятилетий назад японские дома выглядели исключительно в соответствии с Васицу (Washitsu) (комнаты в японском стиле) с татами на полу. Татами хорошо приспособлены для использования в местном климате, а также достаточно удобны. Это является весомой причиной для того, чтобы иметь их в своем доме. Когда люди в Японии снимают обувь при входе в дома, их босые (или в носках) ноги могут ощутить приятные ощущения от татами.